Все словари русского языка: Толковый словарь, Словарь синонимов, Словарь антонимов, Энциклопедический словарь, Академический словарь, Словарь существительных, Поговорки, Словарь русского арго, Орфографический словарь, Словарь ударений, Трудности произношения и ударения, Формы слов, Синонимы, Тезаурус русской деловой лексики, Морфемно-орфографический словарь, Этимология, Этимологический словарь, Грамматический словарь, Идеография, Пословицы и поговорки, Этимологический словарь русского языка.

литературные салоны и кружки

Гуманитарный словарь

ЛИТЕРАТУ́РНЫЕ САЛО́НЫ И КРУЖКИ́ - с сер. 18 в. оригин. форма проявления интеллект. и лит.-худож. жизни образов. части рус. об-ва. Л. С. - явление послепетровской эпохи, их возникновение связано с европеизацией форм обществ. жизни при Петре I. Л. С. устраивались в частных домах; объединяя людей, близких по кругу умственных и худож. интересов, талантливых писателей, художников, музыкантов, обществ. деятелей, становились культ. центрами и оказывали влияние на обществ.-политич. и лит.-худож. жизнь. В сер. 18 в. заметную роль в лит. движении играл Л. С. графа И. Шувалова, где бывали М. Ломоносов, А. Сумароков, Г. Державин. В 80-е гг. эта роль перешла к Л. С. Державина, объединявшему А. Оленина, И. Богдановича, Н. Львова, В. Капниста, И. Хемницера, а также А. Шишкова, Д. Хвостова и др. - будущих членов "Беседы любителей рус. слова". Расцвет Л. С. в России относится к 1-й пол. 19 в. В истории рус. культуры заметное место занимают Л. С. З. Волконской, Е. Карамзиной, А. Смирновой, Е. Хитрово и Д. Фикельмон, А. Елагиной, Е. Ростопчиной, К. Павловой, М. Виельгорского, В. Соллогуба и др. С ними связаны имена А. Пушкина, В. Жуковского, М. Лермонтова. В моск. доме Елагиной и связанных с ним домах Д. Свербеева, А. Кошелева, А. Хомякова родилось славянофильство. Широтой худож. и научных интересов отличался Л. С. князя В. Одоевского. Л. С. Виельгорского вошел в историю рус. муз. культуры. Разновидностью Л. С. были и ежедневные лит. вечера (у Жуковского, Н. Греча, А. Воейкова, С. Аксакова, П. Чаадаева, Н. Кукольника и др.) Л. С. были и в провинц. городах, особенно в крупных культ., университетских центрах (Харьков, Казань и др.) Если лит. об-ва в нач. 19 в. имели офиц. статус (Об-во любителей рус. слова, Об-во любителей словесности, наук и художеств и др.), то кружки представляли собой более мелкие, неофиц. образования, группировались вокруг отд. лиц, функционировали в домашней обстановке или возникали в уч. заведениях (при Царскосельском лицее, Пед. ин-те, Моск. ун-те и др.) Заметный след в ист. лит-ры оставило Дружеское лит. об-во, связанное с именами бр. Тургеневых и Жуковского (1800-е гг.). Ярко обозначил себя в лит. борьбе "архаистов" и карамзинистов "Арзамас" (1815-18), в к-ром деятельно участвовали Жуковский, Батюшков, Вяземский, В. Пушкин, А. Тургенев, А. Пушкин. С именем Пушкина связан Л. К. "Зеленая лампа" (1819-20). В 20-е гг. появляются Л. К., объединяющиеся на основе эстетико-теоретич. и филос. (шеллингианство) интересов (кружки А. Мерзлякова, С. Раича, кружок любомудров). В 1830-40-е гг. при Моск. ун-те возникают студенч. кружки, из к-рых вышли знаменитые деятели лит. и обществ. мысли (кружки Н. Станкевича, А. Герцена и Н. Огарева, В. Белинского). Здесь формировалась либерально-западнич. и рев.-демократич. интеллигенция, укрепилось противостояние и развернулась полемика между славянофилами и западниками. Дух кружковой жизни запечатлен в худож. лит-ре ("Былое и думы" Герцена, "Рудин" И. Тургенева и др.). В 40-е гг. появляются кружки разночинной демократич. интеллигенции: И. Введенского, С. Дурова, А. Плещеева, М. Буташевича-Петрашевского - здесь вопросы лит. переплетались с политич., изучались произв. основателей системы утопич. социализма (Р. Оуэн, Э. Кабе, Ш. Фурье и др.). В 40-60-е гг. кружки складываются и вокруг ред. крупных ж. (кружок ред. "Современника" и др.). Установившиеся формы функционирования Л. С. и К. существовали и в 70-90-е гг. (Л. С. А. Философовой, пятницы Я. и Ж. Полонских и др.). Новый расцвет Л. С. и К. происходит в кон. 19 - нач. 20 в. Оставили заметный след в ист. лит-ры "Среды" в доме Н. Телешова, объединение участников сб. товарищества "Знание" (М. Горький, И. Бунин, А. Куприн, Л. Андреев и др.). Разнообразие форм лит. жизни наблюдается в символистской среде: в Москве кружок "аргонавтов", вечера в Об-ве свободной эстетики и Лит.-худож. кружке, петерб. Л. С. З. Гиппиус и Д. Мережковского, Ф. Сологуба и А. Чеботаревской, "Среды на башне" у В. Иванова; кружки вокруг ж. и изд-в "Мир иск-ва", "Новый путь", "Весы", "Аполлон", "Гриф", "Мусагет" и др.; Л. К., из к-рых рождались новые течения: акмеистич. "Цех поэтов", кружок футуристов "Центрифуга" и др., богемные лит.-артистич. кабаре "Бродячая собака" и "Привал комедиантов". Оживлению салонной жизни способствовал расцвет деят-ности меценатов (М. Морозова, С. Щукина, Н. Рябушинского и др.). В послерев. эпоху формы интеллект. и лит.-худож. жизни приобретают аскетич. характер. Преобладают объединения кружкового типа: лит. (возобновл. "Цех поэтов", "Звучащая раковина" в Петрограде), религ.-филос. (кружок С. Аскольдова, кружок "Воскресение" и др.), научные и ист.-краеведческие кружки и семинары при разл. ин-тах и ред. Высылка в 1922 за границу философов, писателей, ученых, репрессии против интеллигенции, преследование разного рода объединений и кружков ведут к унификации лит. жизни, к стиранию ее своеобразия. Объединения могут существовать только при условии их офиц. характера: при Союзе писателей, на производстве, в уч. заведении.

Полезные сервисы